Проверка работоспособности АКПП
Популярность автомобилей с АКПП с каждым годом все увеличивается, ведь для езды с «автоматом» не требуется особых навыков, а передвигаться по загруженному городу без постоянного выжимания сцепления и переключения рычагом намного удобнее. Автоматические коробки передач стали гораздо надежнее, но всё же остаются самым уязвимым агрегатом автомобиля. Основными действиями при проверке АКПП являются оценивание состояния и выяснение характеристик АКПП с помощью максимальных оборотов двигателя при работе в режимах «D», «R». Обнаружение неисправности в АКПП значительно упрощается, если водитель насколько возможно подробно в меру своих технических знаний и водительского опыта расскажет специалисту о симптомах "недомогания" коробки, будь то подозрительные шумы, подтекание масла, недостаточно резвый разгон автомобиля или рывки при переключении передач.
Для определения состояния АКПП нужно:
- проверить уровня масла;
- оценить состояние АКПП по внешнему виду трансмиссионной жидкости;
- оценить состояния АКПП при движении автомобиля.
Для большинства коробок оптимальным является уровень масла, находящийся между метками ADD и FULL на щупе гидравлической системы АКПП, при нормальной рабочей температуре масла 66 - 93С. Проверка производится при нахождении рычага переключения передач в положении Р, в этом положении двигатель работает на холостых оборотах. Если уровень масла не соответствует норме, это может обозначать наличие утечки или некачественный ремонт. Сама по себе замена масла в автоматической коробке не имеет какой-то конкретной стоимости, по которой бы эту услугу предоставляли все автосервисы в стране. ATF различных производителей имеют разные коэффициенты расширения и не обеспечивают точного соответствия меткам на щупе. Автоматическая коробка чувствительна к перегреву трансмиссионного масла — стоит побуксовать в снегу минут 20-30, очень возможно сжечь, также неверный тип масла или масло плохого качества очень быстро приведёт к поломке АКПП. У нового масла преимущественно красный цвет и с течением времени оно становится коричневатым, но не черным. Если оно имеет темно-коричневый оттенок или черное, значит, коробку эксплуатировали неправильно, не должно быть жженого запаха. Если налета нет - значит, щуп просто давно не использовался; если вы недавно меняли масло в АКПП, запомните, какого оно было цвета и запаха; при изменении этих параметров в ходе дальнейших проверок стоит обратиться в сервис для проверки состояния АКПП.
Проверять коробку на ходу следует как на холодном автомобиле, так и при разогретом, поскольку некоторые дефекты проявляют себя при разной температуре масла. В исправной коробке передач нет никаких дерганий, стуков и шумов при переключениях на любой скорости и различной температуре масла.
Во время проверки в движении следует обратить внимание на следующее:
- определите моменты переключения передач;
- оцените работу АКПП на различных диапазонах;
- оцените качество переключения передач;
- проверьте работу блокировочной муфты гидротрансформатора;
- определите наличие или отсутствие постороннего шума и вибрации;
- оцените работу двигателя.
Коробка переключения передач не должна пробуксовывать при переключении, то есть не должно наблюдаться явления, когда при нажатии на педаль газа обороты повышаются, а переключение запаздывает. Также, при включении того или иного режима, если сразу же начать отпускать педаль тормоза, не должно быть задержек или рывков при трогании. К неисправностям, не относящимся к АКПП и производящими нестандартные звуки, можно отнести неполадки в водяном насосе, компрессоре кондиционера, генераторе, рулевой колонке и т.д.